Государственно-частное партнерство в Беларуси: есть ли шансы у попытки номер два

Палата представителей 14 июня приняла закон «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственно-частного партнерства», уже в ближайшее время документ поступит на подпись президенту. TUT.BY выяснял, заработает ли широко используемый в мире и очень нужный Беларуси инструмент, если документ будет подписан в нынешнем виде.


Фото: Reuters

Партнер юридической фирмы Arzinger&Partners Дмитрий Вильтовский обращает внимание на ключевые изменения в законопроекте:

— объекты инфраструктуры смогут передаваться частным лицам во владение, пользование (в том числе в безвозмездное) для реализации проектов в сфере ГЧП,

— иностранные лица не могут заключать соглашение о государственно-частном партнерстве,

— теперь ГЧП может осуществляться в отношении объектов инфраструктуры в сфере информационных и телекоммуникационных технологий,

— обоснованные расходы частных юридических лиц по подготовке предложения о реализации проекта в сфере ГЧП (технико-экономического обоснования, юридические услуги и т.п.) подлежат возмещению победителем конкурса,

— установлены конкурсные процедуры: двухэтапный конкурс включает в себя предварительный отбор участников конкурса и определение победителя конкурса, трехэтапный конкурс — предварительный отбор, проведение консультаций с включенными в список участниками конкурса, определение победителя конкурса,

— участникам конкурса предоставлено право обжаловать действия (бездействие) и решения комиссии по проведению конкурса.

«То, что иностранная организация не может заключать соглашение о ГЧП, существенно снижает интерес иностранных инвесторов. Отмечу, что законодательство, регулирующее заключение инвестиционных договоров в Беларуси, позволяет иностранным гражданам и юридическим лицам заключать такие договоры», — поясняет Вильтовский.

Государственно-частное партнерство как институт хоть и существовало в Беларуси с 2015 года, но пока не привело к реализованным инвестиционным проектам. Во многом это происходило из-за остающихся правовых барьеров и несовершенства законодательства, констатирует юрист. К примеру, только в 2019 году планируется начать первый из ранее объявленных проектов в области ГЧП, реконструкцию Полесской магистрали M-10, которую поддержал Европейский банк реконструкции и развития. Разрабатывал проект Центр ГЧП при Минэкономики. Второй проект, который появился в 2017 году, связан со строительством детских садов в Минской области.

На вопрос, могло ли быть таких проектов больше, Вильтовский отмечает — и да, и нет. «Процедура отбора проектов остается сильно забюрократизированной, и поправки в закон, к сожалению, не упрощают этот механизм. К тому же, мы помним, что не всегда частный интерес (вопрос зарабатывания денег) сходится с государственным, например в случае строительства тех же детских садов. Сейчас нет простого и быстрого по времени реализации, дешевого порядка подготовки и выбора предложений о реализации таких проектов», — аргументирует юрист.

Сегодня этот вопрос регулируется соответствующим положением, утвержденным постановлением Совмина и, субъективно, этот порядок не соответствует критериям взаимовыгодного сотрудничества, считает эксперт. «Уверен, что не стоит останавливаться на проекте изменений в существующий закон. Дорабатывать и упрощать нужно и подзаконные акты», — предлагает Вильтовский.

Сегодня процедура выглядит так. Разработанная и утвержденная частным инициатором концепция вносится заинтересованному органу. Далее:

1. Заинтересованный орган проводит оценку концепции, руководствуясь критериями: соответствие проекта государственно-частного партнерства целям и задачам государственно-частного партнерства; направленность проекта государственно-частного партнерства на повышение качества госуслуг и объема их оказания; наличие положительных экологических или социально-экономических последствий при реализации проекта ГЧП; способствование более эффективному выполнению заинтересованным органом возложенных на него функций.

2. По результатам рассмотрения концепции заинтересованный орган принимает решение о ее одобрении либо отказе в одобрении.

3. Далее государственный инициатор направляет концепцию республиканским органам госуправления, иным госорганизациям, подчиненным правительству, местным исполнительным и распорядительным органам на согласование в соответствии с их компетенцией.

4. …И это еще не все. При получении положительного заключения по концепции государственный инициатор либо заинтересованный орган в течение пяти рабочих дней направляет концепцию в Министерство экономики для внесения на рассмотрение Межведомственного совета.

5. И т.д.

«Надеемся, со вступлением в действие настоящего закона процедура будет существенно изменена», — резюмирует юрист.

Государственно-частное партнерство — это один из инструментов финансирования инвестиционных проектов. В Европейском союзе и по всему миру ГЧП-проектами становятся: автодороги, больницы, мусороперерабатывающие заводы, гидроэлектростанции и др. объекты. Такие примеры в прошлом и публиковались на сайте белорусского Центра ГЧП.

Для бизнеса и кредиторов эти проекты интересны залоговыми гарантиями и возвратом вложений. Государству интересно непрямое финансовое участие и отсутствие дополнительной нагрузки на бюджет. Есть социальный объект или другой объект инфраструктуры, который нужно привести в порядок, он может приносить доход, но источников финансирования прямо сейчас в бюджете не хватает — с высокой долей вероятности это проект, который подойдет для ГЧП.

Как это может работать на примере возможной реконструкции автомобильной дороги:

— заключается соглашение о государственно-частном партнерстве;

— частный партнер находит средства, например банковский кредит под залог объекта инфраструктуры;

— в течение зафиксированного в договоре времени частный партнер выполняет требования государства (реконструирует дорогу до 1-й категории);

— после реконструкции и приемки объекта государство принимает решение о том, что дорога становится платной (заранее оговаривается в соглашении о ГЧП);

— начинается период эксплуатации, определенный договором о ГЧП, например он длится 20 лет;

— оставаясь в государственной собственности, дорога либо обслуживается частным партнером, либо продолжает обслуживаться госструктурой;

— с момента окончания реконструкции и начала эксплуатации дороги суммы, взимаемые с иностранных транспортных средств в качестве платы за проезд, переводятся на счет частного партнера (кредиторов) проекта ГЧП;

— по окончании действия договора о ГЧП объект инфраструктуры остается в собственности государства, и теперь уже государство вновь в полной мере отвечает за объект — не только обслуживает его, но и получает доход.

Пока же, до принятия закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственно-частного партнерства», всех необходимых поправок и подзаконных актов, регламентирующих «правила игры», крупные инфраструктурные инвестпроекты, как правило, заключались либо через форму отдельных указов главы государства, либо, в единичных случаях в сфере энергетики, по схеме ВОТ (Build — Operate — Transfer). Впрочем, эта схема так и не получила широкого распространения.


Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

*

code